Биткойн и Ислам. Что говорят специалисты по мусульманским финансам?

header

Деньги – это деньги? Этот риторический вопрос может показаться лишь шуткой, однако, ответ на него не так очевиден, как кажется. Религия может играть довольно значимую роль в управлении финансами. В частности, ислам имеет вполне четкие правила относительно денег, основанные на законах шариата. Биткойн с каждым днем приобретает все большую известность и популярность по всей планете. Настало время задаться вопросом: “Совместим ли Биткойн с исламской банковской и финансовой системой?”


Внутренняя ценность Биткойна

Ислам требует, чтобы любая валюта содержала в себе внутреннюю ценность для возможности ее использования мусульманами. Другими словами, деньги, которые создаются “из воздуха”, – не халяльны (т.к. они не подкреплены никакими ресурсами, имеющими общепризнанную ценность), а значит, не являются деньгами. На случай если вы не знакомы с современными финансами, – сегодня является общепринятым стандартом создавать деньги, которые не имеют никакой внутренней ценности.

Чтобы определить имеет ли Биткойн внутреннюю ценность, попробуем сравнить его с другими ресурсами, которые однозначно дозволены исламом. Два лучших примера – золото и серебро. На протяжении истории эти драгоценные металлы использовались как валюты, например, в форме золотого динара и серебряного дирхама. Некоторые страны до сих пор используют эти валюты для расчетов.

Не смотря на то, что Биткойн существует только электронно, он имеет много общего со свойствами золота и серебра. Биткойн добывают в шахтах (майнинг), он ограничен (21 миллион), его ценность диктуется исключительно спросом и предложением, и он может использоваться как валюта сам по себе.

money

Биткойн – это деньги?

Вправе ли мы называть криптовалюту деньгами? Биткойн используется как промежуточное средство хранения ценности при обмене товаров и услуг. Биткойн также является на сегодня экономическим стандартом и единицей измерения ценности, его значение колеблется под влиянием рыночного спроса и предложения. Для всех целей и назначений Биткойн, безусловно, используют как деньги.

Однако, Мохаммед Ибрагим Тайель заявляет, что криптовалюте не достает одного свойства, которое должна иметь любая валюта, – общественного доверия, что следует из слишком большой волатильности курса. В его докладе для Центрального Европейского Университета под названием “Может ли Биткойн быть использован как саморегулируемое правовое средство обмена? Сравнительный анализ правовых систем США, Европейского Союза и исламских государств” он говорит:

Если мы предположим, что Биткойн аналогичен по своим свойствам золоту, и главным сходством является его использование в роли денег, тогда, безусловно, Биткойн не допустимо использовать подобно золоту или серебру на просторах киберпространства, руководствуясь лишь пресловутой дефляционной сущностью и ограниченностью количества. Особенно при отсутствии главного момента – установлении общественного доверия. А даже наоборот, создании потерь и неудобств для пользователей и держателей криптовалюты из-за высокой волатильности ее курса.

Схожим является мнение малайзийских правоведов, которые считают, что биткойн не подходит для использования в качестве валюты из-за его высокой спекулятивной активности и отсутствия центрального органа управления. С этим мнением стоит считаться, принимая во внимание, что Малайзия является одним из лидером мусульманского финансового мира и очень религиозной страной. Также доктор Монзер Каф, эксперт по исламским финансам, профессор Катарского Факультета Изучения Ислама, заявил о низком доверии к криптовалюте и высоких рисках манипуляции на открытом рынке (не совсем понятно что он имел ввиду), что делает биткойн и другие криптосуррогаты неприемлемыми для использования в качестве валют. Стоит отметить, что оба этих заявления были сделаны в первой половине далекого 2014 года, сразу после резкого снижения цены биткойна.

Примечательно, что оба специалиста не говорят о безоговорочном недопущении использования биткойна. Теоретически, если биржевой курс стабилизируется и если появятся дееспособные органы подотчетности (в особенности для нужд обработки случаев мошенничества), то Биткойн будет подходить под все необходимые исламские критерии. Было бы любопытно услышать обновления от исламских правоведов, поскольку биткойн на сегодня завоевывает все больше доверия со стороны общественности, и даже послужил катализатором ажиотажа вокруг блокчейн-технологий в финансовом секторе по всему миру.

Совместимость Биткойна и ислама

Исламская банковская и финансовая система должна следовать принципам ислама. Два главных принципа: ростовщичество запрещено и выдача займов должна быть основана на совместном принятии как прибыли, так и убытков от цели займа.

Чарльз Эванс проанализировал совместимость виртуальных денег с требованиями ислама в своей статье, опубликованной в издании “Журнал Исламских Банков и Финансов”:

Был проведен широкий финансовый и экономический анализ, без детальных углублений в тонкости и нюансы шариата в отношении банков и финансов. Анализ показал, что БУС (блокчейн-управляемые системы) могут соответствовать запрету рибы (ростовщичества) и соблюдать принципы маслаха (разделение прибыли при использовании), а также совместное принятие рисков (в противопоставление переносу рисков в западной экономике). Можно сделать вывод, что Биткойн, или другая схожая система, может быть использован как более подходящее средство для промежуточного хранения ценности в исламской банковской и финансовой системе, нежели поддерживающие ростовщичество фиатные деньги центральных банков. Особенно бенефиты проявляются при внебанковской, мелкой или межнациональной торговле.

Эванс сравнил биткойн с фиатными валютами, и пришел к выводу, что криптоденьги имеют большие преимущества. Они не привязаны к необходимости наживаться на процентах, защищены от искусственной манипуляции объемом (предотвращая количественное смягчение), имеют независимый рыночный курс (предотвращая гиперинфляцию), могут применяться для оплаты товаров и услуг, а также снижают политические риски признания валюты недействительной (например диктатор Мьянмы Не Вин дважды проводил полную демонетизацию национальной валюты).

Тем не менее, пока применение биткойна в мусульманском мире довольно ограничено и заканчивается лишь единственным примером. В 2015 году Меттью Мартин запустил Blossom Finance, микрокредитную финансовую организацию, расположенную в Индонезии, которая использовала принципы мудараба и полностью соответствовала требованиям шариата.

Заключение

Основываясь на анализе академических статей, можно сказать, что в целом биткойн не запрещается исламом. Он может вполне соответствовать принципам исламской финансовой системы. Особенно касательно отсутствия засилия рибы (ростовщичества), соблюдения принципов маслаха (социальная взаимовыгода) и мудараба (разделение рисков).

Касательно присвоения биткойну легального официального статуса денег, религиозные авторитеты не утверждают, что это невозможно, а лишь обеспокоены высокой волатильностью курса криптовалюты. Как только наступит стабилизация цены, мнение может поменяться на признание биткойна халялем.

В исламском мире у биткойна может быть масса потенциальных применений. При наличии всего лишь одного продукта, ориентированного на мусульманский мир, численность которого 1.6 миллиарда человек, мы имеем широчайший простор для деятельности.

Автор: Сурая Жайнудин

Источник: coingecko



Categories: Банки, Законы, Общество, Политика, Регулирование, Финансы, Экономика

Tags: , , , , ,

17 replies

  1. коллеги, вашему вниманию предлагается выступление Патрика Бирна на конференции в Саудовской Аравии, в которой проводится параллель мусульманских принципов по части организации финансов и биткоина. этот человек – одна из наших с вами надежд на светлое будущее )

  2. “Особенно при отсутствии главного момента – установлении общественного доверия. А даже наоборот, создании потерь и неудобств для пользователей и держателей криптовалюты из-за высокой волатильности ее курса.”
    т.е. в исламе ростовщичество запрещено, но волантильность измеряем по отношению к подверженным финансовым манипуляциям, тому же ростовщичеству и прочим несовершенствам фиатным валютам?

    • Да есть в кредиты, есть. Просто оформлены они от человека/группы “банкиров” ко всем остальным. По древним правилам давать в долг запрещено тем, кого не знаешь. Суть тогда, 1000 лет назад, была в том, что как и сейчас территорию делили кланы. У каждого клана были свои ресурсы, которые они могли давать и распоряжались этими ресурсами султаны/главы кланов. Чтобы сохранить свою финансовую власть и был добавлен этот пункт в законах шариата о том, что кредитовать можно только из рук в руки, неся личную ответственность. Всякие Мавроди тут же пролетали, т.к. кроме обещаний за душой ничего не имели, как и ушлые евреи, запускающие пирамиды под видом ростовщиков длинной в сотню лет.
      Распространять эти законы на всех мусульман бессмысленно. Большинство мусульман живут на африканских просторах и ресурсов там в избытке, хоть полумесяцы меня и заминусовали 🙂
      Довольно любопытно, как исламисты не любят правду о себе и своей древней религии, считая, чтобы гурии у них без дредов и жирных задниц.

  3. Это, конечно, все хорошо. Но для большинство стран, где исповедуют ислам, не имеют стабильного интернет соединения. Больше половины всех мусульман – негры, сколько точно можете сами нагуглить 🙂

  4. На ресурсе есть модерация? На скользкую дорожку встали. Нельзя упоминать в статье про биткоин ислам так как данная “религия” имеет ярко выраженную негативную окраску.

    • Читайте последнее предложение статьи – в мире 1.6 миллиарда мусульман. Их нельзя игнорировать

      • То бишь религиозной биомассы живущей в средневековье. ПОэтому будь их хоть 100 миллиардов погоды они не делают для биткоина.

        • Это трущобы религиозной биомассы, живущей в средневековье:

          А это типичный пост-модернистский пейзаж, в котором обитают продвинутые, интеллектуальные и высокодуховные носители современной культуры средней полосы России:

          Смотри, не перепутай!

          • У одноглазых цЫклопов очень избирательное пропагандонское зрение. Может одноглазенький таки протрёт своё замыленное око и узреет мусульманские трущобы Афганистана, Пакистана, Ливии, Ирака, Судана, Палестины, Бангладеш, Эритреи… А это, к слову, те самые страны, уроженцы которых за скромную зарплату отстроили столь милые цЫклопу циклопические сооружения в Абу-даби и Дубаи.

            • Да ты не переживай за пропаганду. Я просто хотел показать, что надо быть скромнее и меньше навешивать ярлыки. А то ведь многие всерьез верят, что за пределами Святой Руси живут сплошь нелюди с пёсьеми головами.

    • уебень малохольный с фашистскими задатками. убери слово “биткоин” из ника и не позорь нас, мини-гитлер хромой на голову.

      • Мда, у тебя явно весеннее обострение и ПГМ головного мозга. Думай хоть иногда сам. Для мусульман даже если ты атеист – ты неверный и автоматически подлежишь утилизации. Пассионарная часть мусульман, не всех разумеется, стремится вернуть порядки, царящие в 9 веке как то: отрезать неверным головы, женщин обесправить, отказаться от благ цивилизации. Остальные прикидываются, что якобы против своей молодежи, против радикалов. Как только агрессивная часть придет к успеху тут же переметнутся на их сторону. Ну на кой биткоин им при их уровне цивилизационного развития? И да, у Гитлера были дивизии СС состоящие из мусульман, тот весьма ценил их за слепую веру.

        Картинка из дубая не показатель, без внутреннего наполнения, цацки и бусы. Небоскреб и другие блага цивилизации они просто скопировали наняв высококвалифицированных специалистов из цивилизованных стран. И заслуги тамошних правителей нет, им просто повезло с локацией, что у них еще больше нефти чем в рашкостане, можно еще больше воровать, строить небоскребы и выплачивать социальные пособия.

        • А чего вы его минусите? Он говорит, как он считает. И да, они сейчас переживают свое собственное средневековье, потому что их религия возникла на сотни лет позже христианства. Отмотайте лет семьсот и посмотрите, как вели себя “приспешники Христа”

        • Минусуйте, минусуйте. Проводя параллели с “мусульманскими финансами”, которые могут применяться исключительно при родово-общинном укладе, когда мухамад знает двоюродного дядю шамиля а тот в свою очередь доверяет племяннику ахмаду. Подавляющая часть “соотечественников” дагестанцев, являющихся мусульманами даже электронной почтой пользоваться не умеет и им не надо ей уметь пользоваться. Ваше миссионерство им нахрен не сдалось. Вы подобны наивным миссионерам впервые попавшим в дикое африканское племя каннибалов, пытающимся улучшить их жизнь перед тем как вас сожрут.

  5. Отлично! Притянули средневековые понятия под современную технологию. Напишите еще что про деньги думали Инки, или Древние египтяне и как там их боги велели что делать.

Поделитесь своими мыслями

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s