Цифровые валюты близки к тому, чтобы децентрализовать банковскую систему, считает Тронд Арн Ундхайм, ведущий преподаватель в MIT Sloan School of Management.
Биткойн – предвестник новой эпохи, которая изменит мир в еще большей степени, чем это сделал Интернет. Крутые перемены способны привести к лучшему, в особенности если речь идет о реформе банковской системы, включая ряд устаревших бизнес-моделей, которые, благодаря множеству уловок, удавалось сохранять в практически первозданном виде на протяжении всего последнего тысячелетия. Парадоксально, но многие банки пребывают в страхе перед Биткойном, поскольку эта технология навсегда изменит их мир.
Биткойн – самый яркий пример инновационной сетевой технологии, которая обладает потенциалом для усовершенствования банковской системы. Эта технология относится к новому классу сущностей в финансовом бестиарии, и имя ему «криптовалюты», что значит децентрализованные, безопасные единицы накопления и расчета, обращающиеся в интернете. Биткойн, а также многообещающая сеть Ripple способны на нечто большее, чем пробить дыру в каркасе традиционных банковских построений: кредитование, депозиты, биржевая торговля и обмен; они способны сформировать прототип принципиально новой рыночной реальности, получившей название Интернет Денег. Для обычных пользователей, равно как и для специалистов это означает потенциальную возможность монетизировать все что угодно, вне зависимости от местонахождения субъекта или объекта торговли, наличия сложившегося доступа к рынку и действующей юрисдикции.
Криптовалюты являются фактом рыночной действительности на протяжении последних пяти лет – для интернет-явления это колоссальный срок. Благодаря изяществу криптографических функций, криптовалютные транзакции происходят мгновенно, почти без затрат и без необходимости в участии третьих лиц. В этом принципе реализации заключается революционный потенциал технологии: посредники больше не нужны.
Разговоры о распределенной экономике ведутся уже на протяжении нескольких лет. Такие компании как AirBnb и Uber ввели в рыночный оборот ранее неиспользованные активы, такие как пустующая комната или простаивающая машина, и оказалось, что они тоже способны приносить прибыль. Свободный доступ к этим в прошлом застывшим активам привел к позитивным сдвигам на ранее малоэффективных рынках аренды комнат и частных транспортных услуг.
Интернет денег изменит ситуацию еще более глобально. Представьте себе мир, в котором вы сами можете создать новый рынок, или разные рынки для разных типов активов, к которым может относиться буквально все, чем вы владеете, что вы создаете или любые ваши действия, влияющие на других.
Следует отметить, однако, что, к большому разочарованию многих стартаперов в области финансовых технологий, Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) в прошлом месяце опубликовала новое руководство для криптовалютных обменных и платежных сервисов, в котором содержится определение о том, что криптовалютные компании, в соответствии с действующим законодательством США, будут считаться фирмами, оказывающими расчетно-кассовые услуги, а потому подпадают под целый спектр правовых ограничений. Данная инициатива продиктована благими намерениями, но исполнена противоречиво и во многом ошибочно. Введение преждевременных ограничительных мер будет иметь ряд длительных последствий, изрядно затрудняя технический прогресс США.
В монографии 2001 года «Архитектура Рынка», написанной моим бывшим коллегой из UC Berkeley Нилом Флигстайном, приводится блестящий тезис о том, что рыночные отношения не возникают по чьему-то властному решению или по волшебству и они не являются суммой действий отдельных личностей, структур или институций. Рынки – это сложные и специализированные конструкции, создаваемые различными сообществами, которые руководствуются целым множеством целей и поддерживают функциональность рынков для дальнейшего благополучного сосуществования.
В случае с Биткойном на свет появился не просто новый рынок, но рынок рынков, платформа для создания и функционирования новых рыночных площадок. В этой особенности кроется обещание будущей трансформации в нечто большее, чем Интернет, как бы странно это ни звучало. Отрицание потенциала, кроющегося в данной технологии, равнозначно отрицанию процесса глобализации.
Вот почему банкам следует поскорее начать внедряться в экспериментальное поле криптотехнологий и сопутствующих бизнес-надстроек (сообща, а не поодиночке: чтобы снизить риски); а также создавать и культивировать соответствующие инновационной платформе, инновационные инструменты и решения, предвидя перемены, которые так или иначе наступят в ближайшем десятилетии.
Почему банкиры боятся Биткойна? Потому что эффект Биткойна скоро охватит все сферы финансового сектора, заново определит победителей и побежденных и, скорее всего, также приведет к децентрализации банковских сервисов и созданию микрорынков в количестве, ранее немыслимом, поскольку данная экономическая модель сочетает в себе преимущества бартерного обмена и рыночной экономики.
На деле, в этом как раз и заключатся суть Интернета Денег – нивелирование отличий между свободным бартерным обменом, торговлей за деньги и обменом валют. Поскольку если в потенциале любой товар может быть наделен неким финансово оборотоспособным и подлежащим хранению эквивалентом, выраженном в биткойнах», торговые отношения смогут возникнуть в миллиардах новых сфер жизни, и сценарии их развития невозможно предугадать сегодня, используя современные алгоритмы. Посредники постепенно исчезнут из сферы финансов, а конечные пользователи станционных узлов будут обретать все большее значение в новой финансовой реальности. Для большинства банков такая перспектива звучит устрашающe. Но для всех остальных — это перспектива освобождения.
Естественно, данная экономическая модель нуждается в регулировании. Без системы контроля рынки не являются надежными финансовыми платформами. Однако страны, которые помещают зарождающиеся инновационные технологии в чересчур жесткие тиски запретов, в будущем обречены на потери. Некоторые государства предпочли этот путь, и США, к сожалению, шествует чуть ли не во главе колонны. Стремление искалечить криптотехнологии неизбежно приведет их в тупик.
Автор: Тронд Ундхейм
Источник: Fortune
Подписывайтесь на новые видео нашего канала!
Чему тут удивляться — FinCEN существует для навязывания экономической политики США и пресечения политических преступлений в сфере экономики.
Какими именно? Вор забрался в квартиру чтобы провести генеральную уборку, но что-то пошло не так и он скрылся с деньгами и драгоценностями.
Не нуждается. Это паразиты-регуляторы нуждаются в том, чтобы что-то регулировать и без этого не жизнеспособны.
+100500
Полностью согласен с автором статьи)
Я правильно понимаю, что банки принимают вклады и выдают кредиты? На разнице процентов и живут. Почему бы к куче валют не добавить ещё одну, если директор не старпёр? Ну, программисты посидят чуть подольше. Вклады в биткоинах, кредиты в биткоинах. Если это будут не банки — то кто? Поедете частным образом к должнику с битой, например?
Банки не нужны — их функции прекрасно берут на себя компании-посредники, которые по сути являются площадкой для встречи кредиторов (они же депозиторы) и заемщиков. Инструменты оценки кредитоспособности — те же, что и у банков. Вы можете сами подобрать параметры своего портфеля кредитов, например уровня диверсификации, рейтингов и т.п. От этого будет зависеть и ожидаемый процент, который вы будете получать на вложенные средства. Примеры: https://www.prosper.com/, https://www.lendingclub.com/. Или, их аналог в биткойн-мире: https://btcjam.com/
Проблема в том, что банки выдают в долг ранее не существовавшие деньги, используя то самое правило частичного резервирования. С биткойном тот же трюк провернуть не удастся. В основном потому, что никто не будет класть биткойны на депозит в банк, в этом нет никакого смысла. А также потому, что в случае биткойна нет волшебного центробанка, готового напечатать для банков любое потребное количество наличной валюты. Безналичную валюту коммерческие банки способны «печатать» сами, но не биткойн.
Нет, банки создают деньги из воздуха под выдачу кредитов. А государства требуют платить им налоги и пошлины, за различные лицензии и разрешения деньгами, которые создают банки — тем самым создавая спрос на фиатные деньги. А без уплаты денег заниматься какой-либо деятельностью, пользоваться землей и ресурсами — государство запрещает и оправляет вооруженные отряды карателей.